С 14 по 16 марта 2017 г. сотрудники музея истории Пермского университета приняли участие во всероссийской резиденции «Подросток + музей», организованной музеем современного искусства PERMM.
Программа была рассчитана на три дня и включала как лекционную часть, так и интенсивную работу в командах. В качестве экспертов были приглашены специалисты из Москвы, Екатеринбурга, Перми и – сами подростки. В резиденции приняли участие сотрудники музеев Перми и Пермского края, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Челябинской и Оренбургской областей.
Первый день резиденции был посвящен историям об опыте взаимодействия подростка и музея. После отчета подростков о посещении крупных музеев Перми со своими докладами выступили эксперты.
Анастасия Шипицина (г. Пермь, Музей современного искусства PERMM) представила программу «За пartой: пермские школьники о современном искусстве», которая включает в себя: курсы о современном искусстве для школ, курсы для индивидуальных посетителей-подростков на актуальные темы, выездные арт-резиденции. В рамках этих занятий старшеклассники могут найти ответы на вопросы о культуре XX и XXI веков, а также попробовать себя в новой роли – художника, экспозиционера, диджея, создателя гифок и мемов и др.
Елизавета Калужская и Анастасия Волынова (г. Москва, Музей «Гараж») рассказали о Молодежной команде Музея «Гараж». Эта ежегодная инициатива для старшеклассников и студентов первых курсов создана в 2013 году. В течение года группа подростков изучает историю, теорию и практику современного искусства и формы музейной работы, завершая обучение подготовкой и презентацией самостоятельного тематического проекта.
На сложные темы с подростками ведут беседы в московском обществе «Мемориал». В своей работе куратор культурных программ Александра Поливанова использует разные форматы, и экскурсии для школьников в том числе. Например, в рамках проекта «100 лет моей семьи», который составляет цикл из 5-6 занятий, ребята учатся методам сбора устной истории, работы с семейными архивами, составляют запросы в госархивы, сравнивают источники личного и государственного происхождения, а затем презентуют собранный материал.
Дмитрий Москвин и Дарья Маликова на Уральской индустриальной биеннале современного искусства (г. Екатеринбург) практикуют три формата работы с подростками: экскурсии с медиатором, творческие занятия, творческие лаборатории. В качестве примера продолжительного взаимодействия с подростковой аудиторией можно назвать проект «Я – художник!» в Уральском филиале ГЦСИ-РОСИЗО, включающего в себя экспериментальную творческую лабораторию в течение 2 месяцев и выставку по ее результатам.
Ольга Широкоступ (г. Москва, Политехнический музей) представила экспериментальную программу СКВТ, которая существует с ноября 2014 года и объединяет подростков 14−18 лет. На базе Политехнического музея на ВДНХ для участников программы было создано пространство общения и работы, куда интересно приходить и где хочется находиться. Ребята могут заниматься совместной проектной работой, придумывать образовательные программы и события, устраивать фестивали и экскурсии, вечеринки и выставки. Предусмотрено общение с приглашенными гостями и командой Политеха.
В результате работы резиденции представители каждого музея стала защитили проекты, которые в будущем возможно реализовать.
Работа резиденции продлится до сентября 2017 года: весной и летом специалисты музея PERMM приедут в музеи Пермского края, чтобы поддержать отдельные проекты, а по итогам будут изданы методические материалы.
Фото взяты из:
- группы Vk «За пartой: пермские школьники о современном искусстве»;
- группы Vk Музей современного искусства PERMM;
- группы Vk “Garage Teens Team“;
- группы Fb Международный Мемориал;
- и сайта Полимус.