Обучение через искусство: педагогические подходы в естественных дисциплинах

Фото: http://teachvisual.glca.org

Мемориальный художественный музей Аллена (AMAM) – это музей в кампусе Оберлинского колледжа, гуманитарного вуза недалеко от Кливленда, штат Огайо. Коллекция весьма разносторонняя и насчитывает более 15 000 экспонатов. Изначально учебный, музей Аллена и сейчас используется в значительной мере для проведения программ двумя подразделениями – колледжем искусств и наук и консерваторией.

Музей регулярно сотрудничает с колледжем в области астрономии, биологии, химии, информатики, математики и нейробиологии, разрабатывая и реализуя совместные учебные программы с учетом состава коллекций, поставленных профессорами задач  и целей всего процесса обучения. Например, студенты расширенного курса биологии по физиологии человека посещают музей в рамках «лабораторной сессии», в течение которой достигаются  две цели обучения: 1) развитие умственных способностей, свойственных познанию высокого уровня, 2) расширение кругозора – взгляд с небиологической точки зрения на последствия голода и войны для тела и психики человека.

В работе с привлечением оригинальных произведений искусства в нехудожественных дисциплинах Оберлинский колледж использует пять типов обучения: визуальная грамотность / внимательное наблюдение; искусство как культурный контекст; искусство как концептуальная основа; искусство как первичный текст; искусство как творческий фокус. Посещение музейного класса обычно строится по двум или трем перечисленным моделям и всегда включает одно или несколько упражнений внимательного наблюдения.

При этом различаются четыре вида взаимодействия с искусством: приобретение практического опыта, тематический, проблемный и диспозиционный. В основе тематического типа – содержание, здесь мы отталкиваемся от концепции курса, экспонаты служат иллюстративным материалом и играют дополнительную роль.  Подход, предполагающий приобретение опыта, направлен на развитие, например, критического наблюдения и работы в команде. При проблемном типе преподаватель дает конкретное задание, связанное с произведением искусства: рассчитать объем древнегреческого сосуда для вина, который использовали на симпозиуме. В диспозиционном подходе используются тщательно отобранные произведения искусства для развития и выработки конкретных навыков: глубокое внимание, саморефлексия, замедление, эмпатия, любопытство.

Фото:
Фото: oberlin.edu/amam/

В основе занятий с привлечением музейных экспонатов лежит визуальный (или формальный) анализ – базовая единица историко-искусствоведческого письма,  включающая в себя четыре логических этапа: наблюдение, описание, анализ и интерпретацию. Надя Димитрова, доцент Йельского университета, согласна с тем, что наблюдение имеет важное значение для научного исследования, и без него не могут состояться научные открытия.

«Мы работаем много лет, – объясняет д-р Димитрова, – чтобы придумать идеальный эксперимент, сформулировать лучшую гипотезу. В конце концов, обученный глаз наконец-то замечает то, что природа поместила прямо «перед носом»».

Применение визуального анализа помогает учащимся не только развивать навыки наблюдения, но и проводить прямые параллели с научным методом исследования. Задание состоит в: 1) наблюдении и описании явления и 2) формулировании гипотезы. Таким образом, упражнения позволяют студентам выстраивать собственную интерпретацию (мы можем назвать это «визуальной гипотезой»), которая основана на формальных компонентах («визуальных данных»). Так, помимо практики доказательной аргументации подобный анализ дает студентам возможность попрактиковаться говорить убедительно, аргументированно и эффективно.  В целом, приобретение навыков визуального анализа помогает видеть перспективу, продумывать аргументацию и контраргументацию, задавать вопросы и устанавливать связи, бороться с двусмысленностью, рассматривать множественные, иногда и одинаково верные ответы.

Ниже следует краткий обзор трех примеров упражнений визуального анализа, практикуемых на занятиях со студентами-медиками.

На диптихе китайского художника Хай Бо изображены три сестры, сфотографированные с разницей в несколько десятилетий. Студенты работают в небольших группах, чтобы идентифицировать, используя только визуальные сигналы, какая из сестер отсутствует на картинке справа. Это упражнение всегда порождает несколько гипотез и горячую дискуссию. Каждая группа отвечает за защиту своего взгляда и бросает вызов выводам других групп, задавая вопросы или, возможно, указывая на неточности или двусмысленности.

Хай Бо
Фото: http://allenartcollection.oberlin.edu/emuseum/view/objects/asitem/id/5094

В работе с гравюрой британского художника Уильяма Хогарта мы даем студентам двойную задачу: воссоздать сюжет с учетом всех визуальных элементов на изображении и шире – подумать о смыслах и контексте повествования. Ясность и изобилие деталей дают волю воображению.  Неизбежно возникает вопрос о черном пятне на падающей фигуре, расположенной слева от центра: это смертельная рана (учитывая наличие двух мечей и фигуры, убегающей через окно), состояние кожи или нечто, сделанное для вида? Признак сифилиса, известного в то время в Англии как «болезнь Франции», черное пятно сигнализирует о критической позиции Хогарта к чужеродным, разлагающим влияниям. Кроме того, навязчивое внимание Хогарта к деталям дает возможность обсудить новую парадигму научного обучения, в которой исследование и непосредственное наблюдение превалирует над абстрактной теорией.

Источник: wikipedia.org
Фото: wikipedia.org

Картина голландского художника Хендрика Тербрюггена «Святой Себастьян и склонившаяся над ним Ирина» представляет собой репрезентацию страдания и сострадания, а также увлекательное визуальное повествование о взглядах в 17-м веке на чуму. Картина была выполнена в Утрехте вскоре после того, как город был поражен вспышкой этой самой смертельной болезни, а Святой Себастьян был призван на защиту от нее. Произведение искусства после тщательного наблюдения и под руководством сотрудника музея превращается в документ, который освещает медицинские знания и практики в ранней современной Европе и иллюстрирует причины чумы (метеорологические условия и загрязненный воздух), симптомы (опухшие подмышки, шишки, синяки, просачивающиеся раны, гангрена и кровоизлияния) и духовные практики (молитва, милосердие).

Источник: victorianweb.org
Фото: victorianweb.org

Автор статьи: Лилиана Милькова, Ph.D., куратор академических программ, мемориальный художественный музей Аллена, Оберлинский колледж, США

Прочитать полностью: http://teachvisual.glca.org/