Музей как капсула времени: его экспонаты могут неожиданно появиться в твоем настоящем и невольно заставить задуматься не только о прошлом, но и о будущем. Так, просматривая архив газеты “Пермский университет”, в номере (582) от 4 ноября 1967 года в разделе “Юмор” мы обнаружили несколько юмористических зарисовок о том, какими представлялись современникам студенты и обучение в университете через 50 лет. По мнению студенчества 1967 года в 2017 году:
– лекции отменены;
– царствует обучение во сне (вот было бы счастье);
– бабушки носят младенцев-вундеркиндов на консультацию в Академию Наук;
– и для большей объективности экзамен принимают роботы.
Музей истории Пермского университета попросил автора карикатур, преподавателей и студентов поразмышлять, сбылись ли, по их мнению, прогнозы и каким им видится будущее через те же 50 лет.
Анатолий Королев, писатель, почетный профессор Пермского Университета, выпускник филфака 1970 года:
<…> 50 лет назад, в том далеком 1967 году наш Университет переживал, на мой взгляд, высшую точку развития уральского локуса в советскую эпоху, жизнь студенчества практически достигла качества жизни университетских городков Кембриджа и Оксфорда – я не шучу! <…> Вся креативная энергетика города на деле принадлежала только студенчеству… университетский кампус того времени, был в Перми единственным местом обитания продвинутой современной культуры: стены главного корпуса были расписаны в стиле конструктивизма 20-х годов, с азартом авангардистов, мы рисовали газету факультета «Горьковец» два дня и три ночи, и она выходила длиной в 10-15 метров…
Увидев нашу стенную газету в моем оформлении, тогдашний главный редактор «Пермского университета» (выпускник филолог) Игорь Ивакин буквально втащил меня на юмористическую страничку многотиражной газеты. Вот и эти самые три рисуночка я принес в редакцию по своей воле и был рад, что они были приняты к публикации в праздничном номере.
В те годы мысли о возможности обучения во сне были уже на слуху, и мне, студенту не очень усердному, мысль об этом ужасно нравилась, надо же – надел наушники для ума, заснул на часок перед экзаменом по языкознанию и – бац – проснулся фирменным знатоком головоломных теорий Фердинанда де Соссюра!
По-моему, сегодня уже реально практикуется обучение иностранным языкам во сне и тут я не промахнулся.
Идея о том, что бабушки понесут младенцев в АН в Академию наук, тоже не столь уж фантастична, во всяком случае, IQ – ай кью – коэффициент интеллекта современных детей намного выше нашего прошлого уровня, это научный факт.
Да и шутливый робот – с губами Софии Лорен – тоже не слишком выдуман, сплошь и рядом в роли экзаменатора выступает дисплей компьютера, на клавиатуре которого испытуемый должен доказать знание предмета незримому вопрошателю…
А тест? А пресловутое ЕГЭ, чем не «робот»?
Короче, то, что 50 лет назад казалось все-таки выдумкой, заумью, карикатурой сегодня – в 2017 году – уже не выглядит чистой фантазией.
И это за-ме-ча-те-ль-но!
Андрей Сметанин, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления историко-политологического факультета ПГНИУ:
Лекции из университетской практики, кажется, не искоренить. Архаикой эту форму преподавания называли ещё в 1920-е годы, правда, эксперимент по замене лекций семинарами и «бригадно-лабораторным» методом обучения в нашем университете бесславно провалился. Прогноз 1967 года сбылся отчасти – действующие стандарты бакалаврской и особенно магистерской подготовки, действительно, сокращают аудиторные часы в пользу самостоятельной работы студентов. Постигать науки на любимом диване стало делом привычным.
Помимо технического прогресса советский человек 60-х годов верил и в прогресс антропологический. Однако, что-то пошло не так. Разговоры об акселератах сменились сетованиями на то, что студент измельчал. Полагаю, обе крайности не отражают положения дел. Выявление и реализация потенциала одарённых детей в наше время становится явлением системным. В Академию наук младенцев, слава богу, не носят, но иные организации, включая Пермский университет, к работе с одарёнными школьниками имеют прямое отношение. Нередко эти школьники становятся лучшими студентами, а затем и преподавателями нашего вуза.
С роботами тепло и даже горячо. Формализация контрольных процедур, внедрение онлайн-тестирований и дистанционных форм обучения снижают роль экзаменатора в процессе аттестации. Это, с одной стороны. С другой же стороны отрадно, что даже студент 1960-х годов понимал, что робот-экзаменатор это нечто из раздела «Юмор».
Динара Гагарина, главный редактор портала «Занимательная робототехника», кандидат педагогических наук и доцент ПГНИУ:
Через 50 лет (и даже намного раньше) университеты перестанут быть образовательными центрами в том виде, как мы к ним привыкли, они станут цифровыми, а образовательная деятельность почти полностью перейдет из аудиторий в виртуальное пространство. Информация будет нарастать такими темпами, что людям придется учиться в постоянном режиме, поэтому само понятие «студент» потеряет смысл – мы все будем студентами всю жизнь.
Через 50 лет тело человека станет наполнено гаджетами, мы превратимся в киборгов, интеллектуальная деятельность будет поддерживаться встроенными компьютерами, в нас будут дополнительные устройства памяти, а, значит, значительно поменяются методики обучения и его содержание. Передавать знания в лекционном формате станет совсем не актуально. Уметь искать знания тоже будет не особо важно, потому что этим займутся встроенные в нас алгоритмы. Важно будет только создание нового знания и именно этому будут учить в университетах будущего.
Денис Долгих, студент геологического факультета ПГНИУ:
Забавно, а картинка о сонном обучении была обыграна в фильме «Большая перемена». И странно, что у робота большие губы. А что сегодня можно сказать о студенте будущего? Ничего, он будет таким же.