Идея танцевальных занятий в музее возникла из простого убеждения: танцевать нужно во вдохновляющей обстановке. Благодаря общему культурному опыту, танцу, самовыражению и красоте может быть улучшено самочувствие, так почему бы не танцевать там, где тебя окружает искусство, в музее Фицуильяма?
Чтобы проверить это убеждение, мы собрали группу пожилых людей – наиболее изолированную категорию граждан, в том числе по этой причине с плохим самочувствием – и посмотрели, как такой проект может работать и какое влияние он может оказать на них. Нашим партнером стала независимая жилищная служба Кембриджского городского совета, для которых было важно узнать, как еще они могут поддержать своих подопечных.
Трижды специалисты выезжали сами в дома для престарелых с целью выяснить, что для пожилых людей имеет значение в плане доступности музея, какие картины их вдохновляют. Это вылилось в два пилотных проекта, в рамках которых 30 человек изучали живопись, слушали музыку и танцевали в музее.
Танец и хорошее самочувствие
Движение и музыка позволяют нам ощутить свое тело в реальности, наполниться энергией и стать более уверенными в себе. Исполняемые в доброжелательной и дружественной обстановке движения могут превратиться в танец соло или дуэтом, опыт социального взаимодействия или медитацию. Через движения и танец мы исследуем и выражаем образы и идеи, настроения и эмоции. Мы чувствуем себя едиными с другими и с окружающей средой и становимся частью чего-то большего, чем мы сами. Это общий и забавный опыт. Кинестетический и невербальный язык танца является ключом к сопереживающему общению.
Перед тем, как начать
Участники поделились с нами, что посещение большого музея может быть для них утомительным: слишком много людей, слишком много ходьбы, перемещений и слишком много визуальной информации. Некоторые не были уверены, что знакомы с правилами посещения музея, что нужно думать по поводу увиденного, на что именно стоит смотреть и как все это воспринимать. Многие никогда не были в музее Фицуильяма раньше, несколько человек никогда не были в музее вообще, и большинство из участников не бывали в подобных местах с тех пор, как их собственные дети были маленькими.
Нам хотелось найти способ поддержать позитивный музейный опыт, знакомить с коллекцией и тем самым создавать ценное сообщество в культурной среде. В то же время мы хотели, чтобы наши участники испытали нечто совершенно иное и, как мы считали, увлекательное. Нам нужно было найти свой совместный путь и быть инклюзивными, позволяя всем присоединиться к процессу открытия, поглощения, слушания друг друга и музыки, поиска движения и танца. Только немногие заявили, что они не танцоры, большинство не танцевали очень давно, и для всех опыт танца в музее был в новинку. Мы знали, что действовать нужно медленно и осторожно.
Искусство, танец и музыка как единый опыт
Мы выбрали три зала для трех занятий и повторили каждый эксперимент с двумя разными группами в уединении от посетителей. Инструктор по танцу Филипа показала простые движения, которые помогли успокоиться и расслабиться. Нам позволили включить негромко музыку. Затем начались обсуждения картин и прогулки по галерее. Так мы собирали впечатления, точки зрения и истории.
Вернувшись в лекционный зал музея, мы продолжили творческие исследования, используя полученный в галереях опыт в качестве трамплина. У нас была подборка музыки, которая наиболее точно отражала настроения произведений искусства и последующую беседу. Удобно расположившись, мы начали с простых движений и от песни к песне «разогревались» до в некоторых случаях танцев. День закончился небольшим перекусом и в беседе.
Групповой опыт
Участники испытали культурный и социальный опыт, который был более личным, нежели обычная экскурсия. Они поделились ощущениями, что их приветствуют, ценят, и им было очень весело. Было четкое осознание того, как с нетерпением участники ждали постоянной возможности самовыражения как в разговоре, так и в танце. Была готовность раскрыться и поделиться своими историями. Несмотря на то, что многим из них было легко откровенничать (черта, “заработанная” в процессе взросления, как нам пояснили), они подчеркнули, что возможность говорить свободно продолжает оставаться очень важной. Что нас впечатлило, так это то, как легко участники давали друг другу уверенность и разрешение испытать иной опыт: от прослушивания различных (иногда противоположных) точек зрения на картины до смелости встать и танцевать.
Итоги
По итогам оказалось, что в жизни участников и в жизни музея проект «Танцы в музее» должен существовать на регулярной основе.
70% участников никогда не были в музее прежде, те 30%, кто бывал ранее, не посещали в последние 5-10 лет. Главными препятствиями для посещения были доступность (необходимо добираться до центра города), уверенность в навигации по музею и вера в то, что музей «не для меня».
Групповое посещение, участие в социальном мероприятии, предоставление транспорта, совместное участие и самовыражение стали ключевыми способами преодолеть эти преграды. Активность, совместное обучение породили всеобщий энтузиазм к продолжению: больше узнавать, больше танцевать и больше посещать.
Автор статьи: Рут Кларк, специалист музея Фицуильяма (Кембриджский университет) по образовательным программам
Прочитать полностью: http://www.museums.cam.ac.uk/blog/2017/05/31/dancing-in-the-museum/