Статья Юлии Глазыриной “Ученые для “неученой” аудитории”, опубликованная в журнале “Музей” (2016), обращена к проблемам открытости университетских музеев. Автор рассматривает способы взаимодействия с широкой, неакадемической аудиторией на примере Музея естественной истории Оксфордского университета (Oxford university museum of natural history) и Зоологического музея Гранта (Grant museum of zoology) в Лондоне.
Зоологический музей Гранта – один из пяти академических музеев в Университетском колледже Лондона (University College of London, UCL). Музей занимает небольшое здание в пределах кампуса, не являющегося закрытой территорией, и включен в так называемую «Музейную милю» — географическое объединение 12 музеев, которые не хотят затеряться среди достопримечательностей Лондона. При всех минусах своей традиционной для университетских музеев экспозиции (коллекционный и систематический тип демонстрации, очень большая плотность показа) музей позиционирует себя как абсолютно открытый для широкой публики. Многие приемы коммуникации непосредственно в музее сделаны с юмором: в экспозиции расставлены зеркала, чтобы посетитель мог сравнить себя с каким-нибудь представителем мира животных. Также практикуется стратегия «усыновления экспоната», когда посетитель может сделать пожертвование, и на табличке-этикетке рядом с экспонатом появится имя покровителя (О том, как поддержать музеи ПГНИУ здесь). С научными сотрудниками музея можно консультироваться в любой момент: в экспозиции расположены их рабочие места с табличками «Пожалуйста, спрашивайте!». Для детей работает программа «музейного чемоданчика», в котором упакованы несколько подлинных предметов для занятий с детьми окрестных школ и детских садов.
Музей естественной истории Оксфордского университета в первую очередь ориентирован на «ученую» аудиторию (об этом, например, говорят точность научных привязок, обстоятельность и систематичность показа научных коллекций и др.), однако, имеет очень большой поток туристов, приезжающих в Оксфорд. Он расположен в здании готического стиля, после небольшой реконструкции которого в 2014 году появились «тактильные зоны» с этикетками «Пожалуйста, трогайте!», а также было разработано несколько маршрутов и путеводителей, например, «Детектив о динозавре». Музей не боится использовать популярные образы массовой культуры: в витрине к скелету вымершей птицы Дронт добавлена яркая визуальная параллель с птицей Додо, героем «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла. Внимание к посетителям вместе с «ученым» подходом ощущается даже в музейном кафе: там висят этикетки, разъясняющие посетителям, почему опасно выносить еду за пределы кафе в залы с экспонатами.
Эти примеры, по мнению автора, показывают, как университетские музеи выстраивают коммуникацию со своими посетителями. Небольшие вкрапления – пояснительные этикетки, различные игровые и интерактивные решения, путеводители – уже говорят о сдвиге в сторону неакадемической аудитории.
Глазырина Ю. Ученые для «неученой» аудитории: британский подход // Музей. № 8. М., 2016. С. 52-56.
Об авторе:
Юлия Глазырина – заведующая отделом природы Пермского краеведческого музея, куратор Музея пермских древностей, национальный корреспондент Европейского музейного форума.