Расширяя возможности доступа к музеям ПГНИУ, мы постепенно будем рассказывать о некоторых экспонатах каждого университетского музея. Вы узнаете о самых необычных, редких и просто красивых предметах, которые можно увидеть на экскурсии, и о тех, которые по тем или иным причинам скрыты от глаз широкой публики. Мы начнем с одного из старейших музеев – музея древностей и изящных искусств.
Задавались ли Вы вопросом, как в Пермском университете могли появиться экспонаты, не уступающие в историко-культурной ценности коллекциям ГМИИ им. А.С. Пушкина или Эрмитажа? Пермский университет был открыт в 1916 г. как отделение Императорского Петроградского университета, естественно, с мыслью о дальнейшем преобразовании филиала в самостоятельный вуз, что и случилось довольно скоро – уже в мае 1917 г. Согласно особому уставу, непременным условием существования Императорского университета было наличие музея древностей и изящных искусств. Такая коллекция была нужна не столько для экспонирования в витринах, как это делается сегодня, сколько для учебных практических занятий студентов. Так в Пермском университете появились древнеегипетские и древнегреческие артефакты, ставшие основой музея истории университета. Среди экспонатов – деревянная египетская маска, фрагмент бинта мумии, античные сосуды и театральные греческие маски. Некоторым из них более 2500 лет.
- Музей древностей и изящных искусств
Музей древностей и изящных искусств при Пермском отделении Петроградского императорского университета был основан в 1916 году. Целью его создания было формирование учебно-показательных фондов для преподавания курсов, связанных с античностью. Основные коллекции музея поступили в 1916-1918 годы во время работы двух хранителей музея – профессоров Б.Л. Богаевского (1916-1917 гг.) и А.В. Шмидта (1917-1918 гг.). Во время их работы в музей поступили обширные собрания петербургского коллекционера А.Ф. Эльтермана и генерал-майора А.А. Пальникова (см. ниже), состоящие из греческих и египетских предметов из бронзы, стекла, кости, терракотовые статуэтки, сосуды, светильники и др. Сейчас эти коллекции хранятся в Музее истории Пермского университета, также их можно было увидеть на выставке «Я знаю, как управлять Вселенной», проходившей в ПГХГ в честь 100-летия университета.
Виртуальный тур по выставке «Я знаю, как управлять Вселенной».
- Фрагмент статуэтки кошки
Материал: бронза. Страна: Египет. I тысячелетие до н.э. Коллекция А.А. Пальникова.
В Древнем Египте определенные виды животных и птиц, согласно особым признакам, считались воплощением того или иного бога. К ним относились с особым почтением, считали священными и подвергали обряду мумификации.
С кошкой обычно связывали образ богини Бастет (Баст), богини плодородия и домашнего очага, она также считалась покровительницей медицины, женщин и рожениц в особенности. Как и в Греции, в Древнем Египте существовали культовые центры отдельных богов. Центр культа Бастет, расцвет которого относится к XXII династии (Бубастидов) X-VIII веках до н. э., – город Бубастис (Нижний Египет, юго-восток дельты Нила), находящийся на территории современного Эз-Заказика.
- Деревянный скарабей с крыльями
Материал: дерево, краска. Страна: Египет. Точное время происхождения неизвестно. Коллекция А.А. Пальникова.
Скарабей – один из самых почитаемых символов Древнего Египта. Считалось, что маленький жук повторяет путь Солнца: подобно тому, как Солнце совершает путешествие по небу, излучая свет и тепло, создавая условия для возрождения жизни во всём сущем, скарабей перекатывает свой шар с яйцами с востока на запад, пока зародыши не созреют и не родятся на свет.
Изображения скарабеев часто встречаются в гробницах, на входах в храмы, а также в виде различных амулетов. На данном деревянном изображении скарабея с крыльями богини Нут можно увидеть аутентичные [т.е. подлинные] древнеегипетские краски.
- Амулет Глаз Гора (Уджат)
Материал: фаянс. Страна: Египет. I тысячелетие до н.э. Коллекция А.А. Пальникова.
Древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит во время его схватки с Сетом. Правый глаз Гора символизировал Солнце, а левый глаз — Луну, его повреждением объясняли фазы луны. Этот глаз, исцелённый богом Тотом, стал могущественным амулетом, который носили многие египтяне. Он олицетворял собой различные аспекты божественного миропорядка: от царской власти до плодородия. Главное символическое значение Ока Уджат – возрождение, победа над смертью, возвращение исконного миропорядка.
- Деревянная статуэтка души Ба
Материал: дерево. Страна: Египет. I тысячелетие до н.э. Коллекция А.Ф. Эльтермана.
Ба – в древнеегипетской мифологии понятие, обозначающее глубинную сущность и жизненную энергию человека. По верованиям египтян, душа-Ба состояла из совокупности чувств и эмоций человека. Ба при жизни тела путешествовала по миру сновидений. Могла свободно перемещаться между миром мёртвых и живых. Душа-Ба также могла переселяться в другие тела по желанию своего хозяина. После смерти человека она находилась рядом с сердцем при его взвешивании, затем, по мнению египтян, впадала в летаргический сон. Египтяне изображали Ба в обличье птицы с человеческой головой.
- Дневник генерал-майора Пальникова
Материал: бумага, чернила. Страна: Российская империя. Конец XIX – начало XX вв.
Коллекция генерал-майора Александра Александровича Пальникова (о. 1850-х – ?) – одна из центральных в нынешнем собрании Музея истории Пермского университета. В 1917-1918 гг., непосредственно вслед за Октябрьским переворотом, в Петрограде началась национализация частных коллекций. Большая часть из них попала в Эрмитаж и другие государственные музеи. Коллекция же домашнего музея генерал-майора А.А. Пальникова сначала была отправлена в полном составе в Москву, в Музей изящных искусств, а оттуда, по распределению Наркомпроса, она была доставлена в Пермский университет.
С 90-х годов XIX века А.А. Пальников начинает составлять свои каталоги «Древний Египет» и «Античность». Каждая вещь зарисована, описана и сопровождена легендой; помимо этого, зафиксирована история формирования самих коллекций.
- Амфора
Материал: глина. Страна: Греция. III-II вв. до н.э. Коллекция А.А. Пальникова.
В древней Элладе такие амфоры использовались для транспортировки вина, оливкового масла и т.п. Можно выделить два основных типа амфор: для жидкостей (на фото) и для зерна (очень больших размеров, без узкого горлышка). На горлышке или ручке часто ставилось клеймо, по которому можно было узнать место ее изготовления. Объём амфоры может составлять от 5 до 50 л.
- Терракотовая статуэтка женщины с собачкой
Материал: глина. Страна: Греция – Северное Причерноморье. Точное время происхождения неизвестно. Коллекция В.В. Святловского.
Коропластика – производство терракотовых статуэток. Слово терракота в переводе с итальянского звучит как «обожженная глина», коропластика же переводится с древнегреческого как «ваяние изображений девушек». Изготовление фигурок из терракоты состояло из следующих последовательных операций: подготовка глиняного теста (отмучивание); лепка от руки или формовка в форме-матрице (полые формы появляются в Греции во 2-й пол. VII в. до н. э., для изготовления одной статуэтки могло использоваться до 14 отдельных форм); доработка перед обжигом (ретушь); обжиг (после предварительной просушки); раскраска.
С раннего времени глиняные фигурки служили приношением в храм, на домашний алтарь, сопровождали погребение. Вместе с тем при раскопках античных культовых комплексов, посвященных различным по своему характеру божествам, нередко встречаются однотипные статуэтки. Массовое производство терракот привело к доступности их широким слоям общества. Об этом свидетельствуют раскопки греческих городов и некрополей. Интересные сведения в связи с этим содержатся в басне Эзопа: «Гермес захотел узнать, как оценивают его люди. Приняв вид обыкновенного человека, он зашел в лавочку коропласта и спросил о цене статуэтки Зевса. «Она стоит одну драхму», — ответил продавец. Бог усмехнулся и спросил о цене статуэтки Геры. Она стоила немного дороже. Увидев статуэтку, изображавшую его самого, он подумал: «Если я – любимый бог у людей, то статуэтка, изображающая меня должна стоить дороже всех других». «Как дорога вот эта?» – спросил он. «Если ты возьмешь две первые, то эту я отдам тебе даром!». Отсюда выходит, что статуэтки были доступны, но все же лучшие образцы стоили недешево.
- Игрушка-погремушка
Материал: глина. Страна: Греция. Точное время происхождения неизвестно. Коллекция А.Ф. Эльтермана.
О культуре детства в Греции известно крайне мало. По письменным источникам прослеживаются только основные вехи воспитания детей, преимущественно мальчиков с 7 лет. О том, как греки относились к детям, и о детской повседневности мы узнаем из вазописных изображений, различных эпитафий (погребальных надписей) и непосредственно предметов, которые находят археологи, например, игрушек. На фотографии глиняная игрушка-погремушка. Она представляет собой полую коробочку с изображением фигуры и орнаментов, внутри которой находятся шарики. Вероятно, игрушка была раскрашена.
- Мраморный фрагмент с текстом
Материал: мрамор. Страна: Греция. Точное время происхождения неизвестно. Коллекция А.А. Пальникова.
Все решения Народного собрания греки высекали на мраморе и вывешивали на Агоре для всеобщего обозрения. Помимо этого, в публичных местах можно было встретить глиняные и мраморные таблички с объявлениями, анонсами событий, текстами официальных писем и судебных решений и т.п.
- Фрагмент античной скульптуры (ступня)
Материал: глина. Страна: Греция. Точное время происхождения неизвестно.
Греческие скульптуры создавались из различных материалов: мрамора, дерева, глины. Из-за особенностей производства некоторые из них могли изготавливаться по частям. Иногда эти фрагменты скульптур выполняли вотивную функцию: например, в храмах греко-римского бога-врачевателя Асклепия/Эскулапа археологи находят большое количество исцеленных частей человеческих тел (рук, ног, глаз, внутренних органов и т.п.). В одних письменных источниках, например в «Описании Эллады» Павсания, а также в надписях мы находим свидетельства того, что храмы Асклепия были уставлены подобными дарами.
- Договор университета с А.Ф. Эльтерманом
В ноябре 1918 г. А.В. Шмидт (см. выше) отправляется в командировку за материалами для Музея древностей и изящных искусств. В Санкт-Петербурге он покупает обширное собрание греческих и египетских предметов из бронзы, стекла, кости, терракотовые статуэтки, сосуды, светильники и др. (1800 шт.) у часовых дел мастера Аарона Фроловича Эльтермана. Каждому предмету присвоен номер, описана легенда его приобретения, продавец, место обнаружения, цена и пр.
«Счет Музею древностей при Пермском Государственном Университете от Аарона Фроловича Эльтермана. Петроград. Гороховая ул. № 27.
Продано собрание греческих, и римских, и египетских предметов, состоящее из ваз, вазочек, стекла, светильников, терракоты, предметов из бронзы, из кости, бус и других археологических древностей в количестве одна тысяча восемьсот (1800) экземпляров всего за сумму 35000р.
30 ноября 1918 г.».
- Таблица С.О. Цыбульского – реконструкция римских домов
В Музее истории Пермского университета хранятся визуальные пособия по изучению истории и культуры Древней Греции и Древнего Рима под редактурой С.О. Цыбульского (1858-о.1933), отечественного филолога и специалиста по древним языкам. Таблицы посвящены многим аспектам античной культуры: от одежды до римского военного искусства. Они выпускались вместе с учебными пособиями, что вместе представляет собой механизм репрезентации материала не только в лекционной форме, но и через его визуализацию.
Данная таблица представляет типовые планы и примеры оформления римских домов на основе раскопок в Помпеях, римском городе, который был погребен под слоем вулканического пепла и пемзы в результате извержения вулкана Везувия в 79 году до н.э.
В Музее истории Пермского университета хранятся визуальные пособия по изучению истории и культуры Древней Греции и Древнего Рима под редактурой С.О. Цыбульского (1858-о.1933), отечественного филолога и специалиста по древним языкам. Таблицы посвящены многим аспектам античной культуры: от одежды до римского военного искусства. Таблицы выпускались вместе с учебными пособиями, которые, по сути, представляют собой механизм репрезентации материала не только в лекционной форме, но и через его визуализацию.
Данная таблица представляет типовые планы и примеры оформления римских домов на основе раскопок в Помпеях, римском городе, который был погребен под слоем вулканического пепла и пемзы в результате извержения вулкана Везувия в 79 году до н.э.
Вы можете поддержать Музей истории университета, пройдя по ссылке. Собранные денежные средства пойдут на оцифровку древних коллекций Музея истории Пермского университета. В декабре 2016 года закончился публичный сбор, организованный Фондом целевого капитала ПГНИУ. Общая сумма собранных средств на развитие музеев и их коллекций составляет более 400 тысяч рублей. Помимо этого, проект Музея истории университета “Campus Martius, или Как стать гражданином Пермского университета” стал победителем конкурса “Меняющийся музей в меняющемся мире” Благотворительного фонда Владимира Потанина. Одной из задач проекта является популяризация античных коллекций музея.