Доминик Фершельд и Доминик Адрианс из Гентского университета (Бельгия) напоминают, что университетские музейные коллекции изначально носили дидактический характер. Но все объекты, будь то физические модели, плакаты или эпидикаскопы, в настоящее время в основном представляют лишь исторический интерес. В своей статье авторы описывают ряд способов вовлечения экспонатов в современные семинары, практические курсы и электронное обучение и предлагают создать единую платформу для обмена подобным опытом.
Настольные игры: «Экологическое преследование и жизнь озер». Возраст от 7 до 14 лет. Эта обучающая настольная игра состоит из двух частей. Серия из 400 вопросов с множественным выбором, касающихся зоологии, экологии, миграции, окружающей среды, используется для того, чтобы участники смогли дальше пройти по игровому полю, которое само по себе вариативно для каждой пешки и содержит множество полезной информации. По мере продвижения пешки становится ясно, что для каждого участника игра индивидуальна.
О чувствах. Возраст от 7 до 12 лет. Это мастер-класс на тему важности наблюдений с точки зрения научного метода и развития критического мышления. На занятии демонстрируется ограниченность нашего зрения, используется кость и мех в тактильных упражнения, ребята слушают звуки животных и, чтобы показать, что наблюдения лучше всего проводить, задействуя одновременно несколько типов чувств, преподаватель дает детям попробовать на вкус что-либо без четкой структуры с завязанными глазами и с закрытым носом. В ходе мастер-класса участники приходят к выводу, что наука тоже нуждается в объективных наблюдениях, основанных на как можно большем количестве данных.
«Evolution@work» («Эволюция@работа»). Возраст от 14 до 19 лет. Участники разбираются в трех наиболее часто задаваемых вопросах о теории эволюции Дарвина. 1. Могут ли виды развиваться и преобразовываться в новые (дивергентная эволюция)? 2. Могут ли различные виды адаптироваться к типу ниши (конвергентная эволюция также порождает новые виды)? 3. Можем ли мы быть свидетелями эволюции? Чтобы ответить на первый вопрос, ребята должны распознать и распределить кости черепа (например, назальные, лобные) разных млекопитающих: лошади, свиньи, козы, овцы, собак, кошек, енота, тюленей, дельфинов, китов и др. Это тренировка в гомологии, главной концепции эволюции. Во второй части им предлагается найти животных разных групп позвоночных, живущих в сходной среде обитания, которая обусловливает их схожие черты: рыбы, рептилии и млекопитающие, обитающие в открытой воде (пелагическая акула, ихтиозавр, дельфин); в евразийские насекомоядные (липотифла) и грызуны (моль и моль крыса), обитающие в подземной туннельной системе) и др. А на третьем этапе участники смотрят на возможные эволюционные переходы: стандартные ноги – короткие ноги – отсутствие ног у амфибий.
Жизнь в пруду. Возраст от 10 до 18 лет. Ребята берут образцы воды из пруда в ботаническом саду и затем пытаются определить и изучить найденные в нем существа под микроскопом с помощью заданных схем.
Паразиты. Возраст от 14 до 19 лет. Главный подход – паразиты не как « злодеи», а как интересные и очень умные существа. Во время занятия участники просматривают всю коллекцию и обсуждают образцы.
Признаки и эволюция позвоночных. Возраст от 16 до 20 лет. Здесь ребята выявляют характерные особенности, которые эволюционировали и изменились у различных групп позвоночных. Все признаки и переходы демонстрируются на материале коллекции скелетов.
Оригинал статьи: http://umac.icom.museum/wp-content/uploads/2017/08/UMACJ-8.pdf
Изображения: https://www.ugent.be/
*UMAC – международный совет университетских музеев.
*TFT – taskforce for teaching