Как прошла самая античная Ночь музеев

Share Button

19 мая прошла очередная, уже шестая, Ночь музеев и ботанического сада. В этом году тематику акции в университете задал реализуемый музеем истории проект «Campus Martius, или Как стать гражданином Пермского университета»  — победитель XI грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина в номинации «Музейный дизайн». Что на первый взгляд связывает, например, бабочку, черепаху и мрамор? Лишь то, что это экспонаты музеев университета? Когда-то древние греки, как и мы сейчас, описывали окружающий мир и наполняли его смыслами, некоторые из них незаметно существуют и по сей день. Один из видов бабочек назван в честь Махаона, сына древнегреческого бога-врачевателя Асклепия, принимавшего участие в Троянском походе. Черепаха – священное животное Гермеса, потому как из ее случайно найденного панциря он сделал первую семиструнную лиру. А мрамор уже в античности использовался в создании скульптур. Эти уже ставшие для нас неочевидными истории мы попытались вспомнить и на несколько часов превратили городок ПГНИУ в импровизированный древнегреческий полис, в путешествии по которому каждый мог получить «гражданство» университета – стать полноправным членом сообщества, сопричастным его жизни.

минералогический музей

Многое само собой разумеющееся для нас сейчас когда-то было открыто впервые. Своими глазами мы увидели опыты, демонстрирующие физические явления, открытые сиракузским ученым Архимедом. Однако некоторые темы остаются вечным предметом споров. Взглянуть на современные проблемы глазами древних философов можно было в форме игры-диспута «От киников до скептиков», где каждому  предлагалось поучаствовать в настоящем античном «рынке философий», пообщаться и поспорить с истинными эпикурейцами, стоиками и скептиками, а также самим попробовать себя в роли представителей этих философских школ.

игра-диспут

Самые меткие, быстрые и сильные состязались на Олимпийских играх. Искусные — расписывали древнегреческие сосуды в краснофигурном или чернофигурном стиле. В этот день в камерном пространстве башни ЕНИ можно было услышать читку пьесы «Забыть Герострата!» актеров «Небольшого театра», а затем прогуляться по людной священной роще Зевса – ботаническому саду.

Атмосферу поддерживали выступления Пермского губернского оркестра, университетского хора и подборка музыкальных вариаций на античную тему. Визуальную интерпретацию античное наследие получило в работах современных пермских художников, чьи арт-объекты, инсталляции и перформанс были раскиданы по всему полису.

оркестр

И, конечно, в каждом музее экскурсии были связаны с теми предметами, которые напоминают нам об античности. К примеру, в экспозиции фонда редкой книги в текущую выставку «Книжный экстрим : in folio, in diodesimo и менее: книги-малютки и книги-гиганты в научной библиотеке ПГНИУ» были внесены дополнительные экспонаты:  книги на латыни западноевропейской печати XVI в.,  отражающие увлечения того времени трудами древнегреческих и римских авторов. Из  «античного» собрания  были выбраны лишь немногие: самая объемная —  «Lexicon graecolatinum» («Греко-латинский лексикон»), напечатанный в Париже в 1552 году, самая старая датированная книга — «Macrobius, Ambrosius, 1538»  (сочинения античного философа Макробия) и книги самого известного римского историка Тита Ливия — «Livii Historiarum», или «Истории от основания города».

фонд редкой книги

В разгаре шумного праздника открылась обновленная входная зона музея истории Пермского университета — кульминация проекта «Campus Martius, или Как стать гражданином Пермского университета», поддержанного Благотворительным фондом Владимира Потанина. Студенты уже начали постепенно осваивать, «обживать» новое современное пространство, которое органично интегрировалось в историческое здание университета и даже «проникло» в сам музей и связывает две экспозиции: внутреннюю и внешнюю. На этом этапе проект не закончен. Далее нас ждут встречи в начале нового учебного года.

campus martius