Египтомания Михаила Потапова: интервью с Сергеем Лапиным

Михаил Потапов (1904 – 207) – художник с необычной судьбой. Сын царского генерала, родившийся в России, пленился в детстве Древним Египтом и сохранил верность своему увлечению несмотря ни на какие препятствия. Впечатляет не только география мест его жизни (это и Варшавская губерния, и Москва,  Севастополь, лагеря ГУЛАГа, Петербург,  Соликамск и мн.др.), но и разнообразие профессий Потапова: иконописец, сотрудник Дарвиновского музея, египтолог. Его выставки проходили в Москве (библиотеке им. Волошина), Перми (ЦВЗ), Екатеринбурге.

В этом году заведующий музеем-квартирой М.Потапова в Соликамске Сергей Лапин предоставил несколько работ художника на выставку музея истории Пермского университета «Египтомания». По такому необыкновенному поводу мы поговорили с Сергеем, текст записала Валерия Андриевская, студентка филологического факультета ПГНИУ.

Сергей Лапин

 

У Михаила Потапова долгая (103 года) и удивительная жизнь, какие события вы бы назвали в первую очередь?

Предок Михаила Михайловича был Петр Потапов, который построил в Москве на ул. Покровка храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Чтобы увековечить его имя, прилегающий переулок к этой улице, который находится сразу за храмом,  так и называется  – Потаповский переулок. Храм был взорван в 1936 году.

Михаил Михайлович проработал какое-то время в Эрмитаже, в египетском отделе под руководством академика-египтолога Василия Васильевича Струве. В 1929 году его порекомендовал Николай Яковлевич Марр – академик, любимец Сталина. А Струве дал высокую оценку работам Михаила Михайловича, сказав так:  только древнеегипетский художник мог воссоздать, написать такие акварели, потому что в них чувствуется душа.

В 1935 году Михаил Михайлович был арестован по 58 статье за якобы контрреволюционную деятельность. Конечно, ничем таким он не занимался – он был из тех, кто ходил в теософский кружок. Это увлечение помогает объяснить необыкновенную любовь к Египту. Михаил Михайлович работал в это время (с 1933 года) в Дарвиновском музее, вот там он был поздней осенью арестован. На Лубянке женщина возмутилась: «Вот отсидите в наших лагерях, и вся дурь, вся фантазия ваша сразу же исчезнет. Почувствуете реальный мир».

Позже в дом, где жила семья Михаила Михайловича, попала бомба. Они спрятались в голбце, потом открыли крышку, и – небо! Ни потолка, ни крыши над головой нет. И что им оставалось делать? Где-то надо было пристраиваться, выживать. Поехали они в товарных вагонах до Закарпатии. Там последние годы до Соликамска Михаил Михайлович жил в доме брата Владимира.

Документальный фильм «Египтянин» (Свердловск, 1989 г. реж. Владислав Тарик)

Как Михаил Потапов и его работы попали в Соликамск?

Это действительно очень интересно. В 1980 году в Одессе  Михаил Михайлович заканчивал стенопись в главном храме Свято-Успенского мужского монастыря, тогда и познакомился с Александрой Ивановной Богоявленской (она была женой краснодарского художника). Две женщины зашли в монастырь, увидели росписи, еще пахнущие краской и поинтересовались: кто же с такими знаниями смог расписать этот храм? Монахи привели их в мастерскую, где трудился Михаил Михайлович. Он открыл секрет, что увлечен Древним Египтом, показал свои работы. Выяснилось, что его работы нигде не выставляются (это были советские годы).  Была только одна выставка в Одессе у частного коллекционера – антиквара Александра Владимировича Блещунова. Дамы тогда рассказали про город Соликамск: очень древний, красивый, туда часто приезжают туристы, даже иностранцы. И предложили устроить его работы туда. Потапов согласился. Директрисе Соликамского музея Д.Г. Соколковой показали цветные фотографии картин Потапова, и она с удовольствием согласилась принять их.

И вот Михаил Михайлович в 1982 году приезжает со своей первой выставкой. Тема редчайшая – Эхнатон, тогда мало говорили о Египте. Когда на открытии Потапов провел целую лекцию, его, конечно же, спросили: а кто же будет проводить экскурсии? И предложили переехать жить в город Соликамск, пообещав выделить для этого хорошую благоустроенную двухкомнатную квартиру.
Многие отговаривали: куда вы едете, вы там будете выглядеть белой вороной! Но Михаил Михайлович, недолго думая (думал 3 года или 4),  согласился поехать в наш Пермский край.

А как вы познакомились с художником?

Это тоже произошло необычным способом. Меня крестили в 16 лет, я начал ходить в церковь. Местный священник предложил зайти к Михаилу Михайловичу (Потапов был тогда дьяконом). Его опекали два священника – отец Геннадий и отец Николай. Я, конечно, согласился. Когда мы перешагнули порог квартиры Михаила Михайловича, отцу Геннадию нужно было каким-то образом меня представить. И вот, он в шутку или нет сказал, что привел помощника и ученика – Михаил Михайлович был совершенно одиноким.
В детстве я тоже хорошо рисовал, у меня были пятерки. Я это вспомнил и попросил у Михаила Михайловича уроки рисования. В основном я рисовал природу и животных. А тут писать лица, ведь Михаил Михайлович – художник-портретист.

Я помогал ему по дому, ухаживал за ним. И в знак благодарности Михаил Михайлович оставил все свое наследие мне, с Краеведческим музеем ему не удалось подружиться из-за смены директора.

Можно буквально несколько слов о музее, доступен ли он всем?

Конечно, музей-квартира существует с 1992 года и доступен всем, но только по предварительным заявкам. Есть на фейсбуке страница. Можно будет туда зайти и увидеть записи и контакты.