Статья доктора Зинобии Козак «Роль университетских музеев и наследия в XXI веке» («The role of university museums and heritage in the 21th century», 2016) посвящена кризису университетских музеев XXI века и возможном пути выхода из него. Автор приводит примеры различных университетских музеев Европы (преимущественно Великобритании), таких как Ашмол («The Ashmolean museum») в Оксфорде (первый университетский и публичный музей в мире, основанный в 1683 году), Арппеанум («Arppeanum») в Хельсинки, Музей университета Данди («The University of Dundee Museum») в Шотландии, который не имеет постоянного помещения и в котором работает только один сотрудник, Музей университета Сэнт-Эндрюс в Шотландии (MUSA), Густавинаум («Gustavianum») в Швеции и др.
Университетские музеи и коллекции представляют собой одновременно проблему и возможность для своих головных структур. Чаще всего именно университетские музеи обладают наиболее древними, редкими и уникальными коллекциями, которые формировались на протяжении десятка лет или даже столетий. Объекты и коллекции, которые составляют университетские музеи, содержат огромное количество информации, которую можно использовать, чтобы рассказать несколько разных историй. Они служат в качестве дидактических образцов, иллюстрирующих конкретные предметы и дисциплины, но по-прежнему способствуют современным исследованиям, в частности в области наук о жизни, археологии и истории. Кроме того, отмечает автор статьи, они помогают сформировать «большее наследие университета». Последнее, по мнению Козак, долгое время не замечалось ни университетами, ни их музеями. Университетские музеи чаще всего нацелены на демонстрацию различных достижений науки, а не на этот большой университетский нарратив.
В то же время правительственные сокращения государственных расходов и структурные изменения в системе высшего образования в течение 1980-х и 1990-х годов привели к нехватке кадров и попыткам рационализации коллекций университетов путем их утилизации. Эти изменения совпали с изменениями в системе образования и затронули как содержание, так и в методологию преподавания. К тому же сместился фокус исследовательских интересов, оставив ранее используемые коллекции. Университеты перераспределили финансирование от коллекций университетских музеев на преподавателей и набор студентов, а также на новые исследования и связанные с ними объекты. Все это породило кризис университетских музеев: они потеряли свой прежний статус «храма знаний», но еще не приобрели новый, университет не осознает их роль внутри своей структуры. Так, Ник Мерримен отмечает, что университетские музеи «не имеют четкой цели и роли в университете» (Мерримен 2002: 75). «С какой целью без четкой функции в университете может университетский музей функционировать с точки зрения музейного сектора?» — таков главный вопрос, задаваемый многими современными музеологами и доктора Козак, в частности.
Специфика университетских музеев может существенно выделить их на фоне других музеев. Они не только выполняют три традиционных музейных функции (хранение, изучение и представление), но и могут являться механизмом конструирования и поддержания имиджа своего университета. Козак утверждает, что данная концепция не является новой: еще в Средневековье многие университеты принимали гостей и демонстрировали им свои библиотеки, коллекции редкостей и искусства и естественнонаучные собрания. Таким образом формировалось представление университета о своей идентичности.
В XVIII-XIX веках университетские музейные коллекции стали быстро пополняться. Однако, не смотря на появление большого количества новых предметов, старые коллекции сохранялись в качестве институционального наследия. Некоторые хранятся и выставляются и по сей день, например, Седжвикский естественнонаучный музей Кембриджа (The Sedgwick Geology Museum) до сих пор хранит коллекцию своего учредителя – доктора Джона Вудворда (XVIII век), которая состоит из природных образцов истории Земли и археологических артефактов. В музее Ягеллонского университета в Кракове (Muzeum Uniwersytetu Jagiellońskiego) хранится несколько портретов польского астронома Коперника, который учился в университете в 1491-1495 гг. с уникальным набором инструментов XV века, включая небесный глобус и несколько астролябий. Помимо дидактической ценности эти предметы и коллекции помогают формировать материальную идентичность университета и музея, к которому они принадлежат. Кроме того, они служат вещественными доказательствами эволюции в познании и обучении.
Университетские музеи сегодня могут не только демонстрировать развитие науки и достижения ученых, работавших в университете, но и репрезентировать институциональное наследие как для внутриуниверситетской среды, так и для потенциальной целевой аудитории университета. Хорошим примером физической и институциональной интеграции является слияние бывшего Музея истории университета в Хельсинки (Финляндия), специализировавшегося на истории университета, с Музеем истории медицины, Музеем истории ветеринарной медицины, Музеем истории стоматологии и коллекциями политехнических наук (the Collections of Craft Science, что в 2003 году привело к созданию нового Музея университета Хельсинки (Helsinki University Museum), который размещается целиком в одном из исторических зданий университета – Арппеанум (Arppeanum). Экспозиция состоит из различных медицинских кабинетов с оборудованием «того времени». Такой подход не только позволил объединить различные коллекции университетских музеев в едином контексте, но и сформировать большую университетскую идентичность («the greater university identity»), где объекты могут рассказать несколько историй с различных точек зрения.
Об изменении музейной концепции в XX веке см. К. Шуберт «Удел куратора. Концепция музея от Великой французской революции до наших дней» (М., 2016).
Оригинал статьи Z.R. Kozak, PhD. “The role of university museums and heritage in the 21th century” // The museum review, 2016. Vol. 1. № 1.
Об авторе:
Доктор Зинобиа Козак – музейный консультант, работающий в Вашингтоне, округ Колумбия, США, с более чем десятилетним стажем работы в музеях и архивах Великобритании и США. Д-р Козак защитила свою докторскую диссертацию в области музееведения в Университете Сент-Эндрюс и получила степень бакалавра в области истории искусств в Университета штата Вашингтон.