В первый день весны мы побывали в Музее зоологии позвоночных ПГНИУ, где буквально погрузились в атмосферу биологического факультета: как раз тогда заведующий музеем Александр Сергеевич Васильев готовил рыбу для создания нового чучела. В первой части интервью он рассказал нам о сложностях создания чучел рыб, о том, каков уровень развития таксидермии в России, откуда берутся тушки животных для чучел и многое другое. Во второй части интервью мы ближе познакомимся с экспонатами Музея зоологии позвоночных. Следите за обновлениями на сайте.
Александр, хоть и весьма сложно в такой обстановке говорить о чем-либо, кроме таксидермии, тем не менее, для начала предлагаем всё же совершить небольшой экскурс в историю музея.
— Еще до 1930-х годах при кафедре [зоологии позвоночных] были свои препараты и свои научные коллекции. Создание музея началось при Букиреве и Меньшикове. С 1933 года Букирев стал организовывать поездки на Енисей — там была биостанция биологического факультета нашего университета. Так он начал собирать коллекцию Енисея из экземпляров рыб, пронумерованных, систематизированных по видам, семействам, отрядам: отдельно лососевые, отдельно карповые, отдельно окунеобразные. Эту идею подхватили и увлеклись ею. Дело продолжила Соловьева Наталья Степановна. Потом в 80-е годы появился свой таксидермист Петровский. Он специализировался на птицах. Сейчас же все экспонаты «проходят» через меня.
Как Вы начали работать в Музее зоологии позвоночных и как стали его заведующим?
— Я пришел сюда в 2009 году в качестве лаборанта, проработал здесь полгода, налаживал быт в кабинете. В это время предыдущая заведующая выходила на пенсию, и мне предложили перейти на её должность. Здесь я увлекся таксидермией, стал обучаться этому делу, ездить к специалистам и остановился на изготовлении чучел рыб. Это сложный процесс. Если у чучела рыбы есть какие-то дефекты при изготовлении, их все видно– бугорки, дыры. У птиц, млекопитающих можно все изъяны скрыть шерстью и перьями, и красить их не надо, аутентичный цвет сохраняется. А рыба после обработки становится полностью белого цвета. И тут начинается художественная часть работы таксидермиста: он полностью «восстанавливает» окраску. На изготовление одного чучела уходит примерно два с половиной месяца. Считается, что чем выше уровень специалиста, тем больше чучело похоже на живой экземпляр.
Откуда поступают материалы для таксидермии и сами экспонаты?
-Насчет материалов, на самом деле, это был долгий творческий процесс поиска. Всё придумывал сам, искал материалы, которые в России никто не производит. Вот, например, этот образец [см. выше чучело окуня]: глаза из Германии, краски из Америки, шпаклевка либо из Германии, либо из Франции, единственное – лак российский. Хорошие материалы приходится искать. Что касается экспонатов, то новые поступления (рыбы) российского происхождения. Из-за рубежа не привозят животных, это запрещено. И за рубеж нельзя отправлять чучела, это тоже запрещено. Все чучела в основном советского времени поступления. Например, крупную галапагосскую черепаху отправил из экспедиции Ткаченко, выпускник биофака 52-го года. Он уже работал в океанических экспедициях, но по-прежнему поддерживал связи с родным факультетом и кафедрой. Похожая история с ехидной и утконосом.
Что происходит в современной таксидермии? Какие-то новые технологии, методы?
-Например, есть низкотемпературные лиофильные столы, при помощи которых из клеток уходит вода с сохранением всех объемов тела. Единственное препятствие – это дорогостоящее оборудование. Кроме того, после появления 3D-принтеров активно используют реплики, которые практически не отличаются от натуральных животных.